Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Круглый стол для преподавателей литургики в онлайн-формате прошел в рамках V Серафимовой научно-богословской конференции Воронежской духовной семинарии

Круглый стол для преподавателей литургики в онлайн-формате прошел в рамках V Серафимовой научно-богословской конференции Воронежской духовной семинарии

29 мая 2020 года состоялся круглый стол в онлайн-формате по актуальным вопросам преподавания литургики в условиях применения дистанционных образовательных технологий в духовных учебных заведениях в рамках V Серафимовской научно-богословской конференции Воронежской духовной семинарии.

Организаторами мероприятия выступили Воронежская духовная семинария совместно с Координационной рабочей группой сообщества преподавателей литургики при Учебном комитете Русской Православной Церкви. 

В круглом столе приняли участие: иерей Константин Рева, проректор по научной и методической работе, старший преподаватель кафедры библейских и богословских дисциплин Воронежской духовной семинарии; иерей Вадим Татусь, проректор по научной работе, старший преподаватель кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии; иерей Иоанн Потапов, секретарь Ученого совета, старший преподаватель кафедры библеистики и богословия Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью); иерей Владимир Бондаренко, старший преподаватель церковно-практической кафедры Екатеринодарской духовной семинарии; иерей Андрей Кретов, преподаватель церковно-практической кафедры Екатеринодарской духовной семинарии; иерей Артемий Чамин, преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Донской духовной семинарии.

Открыл круглый стол иерей Константин Рева, который поприветствовал участников мероприятия от лица ректора Воронежской духовной семинарии иерея Романа Ткачева. В ходе круглого стола обсуждались следующие вопросы:

  • особенности изучения литургики и проведения богослужебной практики с применением дистанционных образовательных технологий;
  • информационное обеспечение (электронная книгообеспеченность) дисциплины «Литургика»;
  • аттестация студентов по литургике с применением дистанционных образовательных технологий;
  • научное руководство выпускными квалификационными и курсовыми работами по литургике с применением дистанционных технологий;
  • актуальные вопросы организации курсов повышения квалификации для преподавателей литургики.

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что переход с традиционного формата обучения студентов духовных школ на дистанционный был вынужденной мерой и единственной возможностью продолжить освоение образовательных программ в условиях пандемии. В ходе организации перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий духовные учебные заведения имели возможность самостоятельно выбрать формат взаимодействия со студентами. В Оренбургской семинарии занятия проводятся с помощью платформы Zoom, в Воронежской семинарии на базе Skype, в Белгородской семинарии преподаватель Литургики связывается с учащимися через закрытую группу «ВКонтакте», в Екатеринодарской семинарии учебный процесс дистанционно организован с помощью сервиса Riot.

К числу положительных особенностей проведения дистанционных занятий участники круглого стола отнесли:

  • увеличение посещаемости занятий; 

  • более активное привлечение во время проведения лекций и семинаров интерактивного сопровождения (презентаций, карт, таблиц, схем, скан-копий богослужебных книг и рукописей и т.д.); 

  • активизация использования студентами литературы в современных электронных библиотечных системах (ЭБС) и специализированных баз данных;

  • более широкое применение форм письменного опроса в виде подготовки подробных чинопоследований уставных служб, написания кратких эссе, прохождения тематических тестов.

К отрицательным сторонам дистанционного обучения были отнесены:

  • нестабильность связи со студентами, которые не всегда имеют доступ к качественному Интернет-соединению;
  • отсутствие «живого» общения с обучающимися во время дистанционного проведения аудиторных занятий (не всегда ясно насколько студенты поняли изучаемый материал);
  • дистанционное обучение требует более высокого уровня самоорганизации со стороны студентов, что затруднено нахождением в домашних условиях, которые не всегда приспособлены к полноценному обучению;
  • в связи с увеличением объема письменных заданий, учебная нагрузка на студентов существенно увеличилась, что приводит к их перегрузке и затрудняет учебный процесс в целом;
  • значительное увеличение нагрузки на преподавателей, связанной с подготовкой к занятиям и необходимостью постоянно быть на связи со студентами;
  • существенные затруднения с организацией полноценной богослужебной практики, которую студенты не всегда могут пройти на базе приходских храмов по месту жительства. 

В ходе круглого стола был представлен проект программы курсов повышения квалификации преподавателей литургики, который был подготовлен членами Координационной группы Учебного комитета. После обсуждения программы в целом, участники круглого стола одобрили общую структуру курсов. В ходе дискуссии было отмечено, что в рамках повышения квалификации преподавателей литургики необходимо предусмотреть проведение открытых лекций или семинаров, где опытные преподаватели могли бы поделиться с коллегами своими педагогическими наработками. Для отбора лучших педагогических практик участники круглого стола предложили организовать конкурс открытых уроков по Литургике. 

Участники круглого стола высказали пожелание о проведении курсов повышения квалификации до конца текущего календарного года, в случае отменены карантинных ограничений. 

В завершение мероприятия его участники поблагодарили организаторов круглого стола и выразили пожелание провести аналогичную дискуссию с целью обменяться опытом по организации изучения актуальных вопросов богослужебной практики на курсах повышения квалификации священнослужителей.



Галерея